Удивительно, как же легко удалась такая подмена смыслов и инверсия массового сознания трекерам центробежного андеграунда! Тем временем, потребление было, есть и останется одной из фундаментальных форм общественных отношений и одной из базовых функций экономики наряду с производством, распределением и обменом. В этом изначальном смысле термин «потребление» ценностно нейтрален. Он всего лишь указывает на функционал, благодаря которому работает система социального воспроизводства в целом.
Что же касается упорных попыток придать этому термину эмоционально-экспрессивную окраску, то и они, в итоге, оказываются логически несостоятельными. Дело в том, что к понятию «потребление» ближе всего оказывается не кошмары Греты Тунберг вроде загрязнения окружающей среды или характерная для нынешней РПЦ фобия «бездуховности и бесовщины», растлевающих сердца людей, ставших экономически благополучными. Понятие потребления коренным образом близко к понятиям культуры, цивилизации и прогресса. Более того, не что иное, как сама же пресловутая глобализация привела к появлению новых, разнообразных, в том числе, альтернативных моделей и сценариев потребления. Разумное, экологичное, гуманистическое – они, как прямо, так и косвенно завязаны на инновационных элементах экономики, постепенно меняющих ее устаревающий экспансивный посыл на адаптивный, природо- и человекосовместимый, созидательный.
Шеринг, кастомизация, кайдзен, бережливое производство, искусственной интеллект – эти инструменты менеджмента не только преобразуют естественную среду, но и создают новую реальность – искусственную, в которой люди эволюционируют быстрее, чем в естественной. Это уже не игрушки, и это прекрасно: виртуальная эволюция управляема и способна проецировать свои результаты в трехмерный физический мир, буквально телепортируя туда лучшие версии нас самих, которые эффективнее справляются с решением задач системного упорядочивания окружающей среды а также противостояния силам хаоса и энтропии.
«Остановить» или «запретить» потребление нельзя, как нельзя и резко сократить его в силу совершенно естественных закономерностей экономики, истории и, в целом, планетогенеза, раз уж человечество давно стало мощным фактором терроформирования или, по выражению, великого русского ученого В.И. Вернадского, активной геологической силой. Потребление можно трансформировать в плане форм, стратегий и сценариев. Впрочем, это будет зависеть от целого ряда факторов, важнейшими из которых являются объем народонаселения Земли и его динамика, управляющие экономикой элиты и мода в качестве драйвера потребления.
На самом деле, мода имеет колоссальное социокультурное и экономическое значение, являясь, по сути, плавильным котлом ценностей, желаний, мотивов, потребностей и поведенческих моделей.
На страницах издания «MAZZO» мы отталкиваемся от максимально широкой интерпретации понятия «мода». Мода сейчас – это не только шляпки, платья, аксессуары, кабриолеты, яхты, отели, СПА и горнолыжные курорты. Мода формируется системой социальных запросов и, в свою очередь, формирует их, имея не только материальный, но и духовный характер. Их отношения во многом зеркальны.
Поэтому задача данного номера нашего журнала, как мы ее видим, состоит в том, чтобы вдохновить наших авторов на описание или даже – почему бы и нет?! – на запуск новых трендов моды и потребления. Моды и потребления именно высокого уровня. В том числе, идейного, разумного, экологичного, гуманистического и высоко культурного потребления, способного вытащить человечество из системного кризиса цивилизации и успешно провести через точку сингулярности в биосовместимый и гуманный мир будущего.
Константин Барежев, эксперт по эмоциональному интеллекту, тренер по стресс-менеджменту, контент-коуч, кандидат философских наук, автор восьми монографий и более сотни статей в научной и деловой прессе