Доброта и благодарность – главные законы человечества!

Человек только тогда человек, когда он добрый.

Доброта – решение всех проблем.

Где доброта, там нет границ.

Доброта и благодарность – главные законы человечества.

Григорий Потоцкий

31 июля 2022 г. в Доме Ученых завершилась выставка «Жемчужина в раковине Вселенной» двух разных и самостоятельных натур — Григория Потоцкого и Любови Стройновой-Потоцкой.

Григорий Потоцкий и Любовь Стройнова-Потоцкая
Григорий и Любовь

Хотим задать несколько вопросов Григорию Потоцкому (известный скульптор и художник, обладающий неповторимым стилем и уникальным почерком. Его произведения можно увидеть в собраниях музеев и частных коллекционеров, а ландшафты 55 стран мира украшают уже более 190 монументальных скульптур)

Мы знаем Вас, как известного скульптора, художника. Как поэт – Григорий Потоцкий впервые открылся для нас, когда его поэтические строки, посвящённые любимой и музе, украсили первый каталог картин Любови Стройновой-Потоцкой «Жемчужина в раковине Вселенной».

Расскажите более подробно, как родилась идея создания книги двух творческих людей?

Выставка  «Жемчужина в раковине Вселенной» – это выставка о любви учителя и его ученицы, его жены. И в итоге такого диалога, родилась и книга стихов, и эта выставка, эти картины. Её живопись выплеск эмоций, взрыв чувств, художник — сама любовь. Поэтому так ярко и чувственно выглядела выставка.  И посмотрев выставку зрители уходили радостные и счастливые. Жизнь — это счастье.

Жемчужина в раковине Вселенной
На выставке «Жемчужина в раковине Вселенной»

Это выражалось в цветах, образах картин, которые были написаны сердцем, как и стихи, которые я записывал, чтобы выразить свои мысли. Оказалось, что записанные мысли, ощущения, многими воспринялись как стихи.  Так родилась эта выставка, так родилась эта идея, эта книга. И, конечно, двигатель жизни, и двигатель искусства – всегда любовь. Вне любви искусства не существует.

Мир доброты, какой он для Вас?

Я родился в Гулаге. Мои родители были сосланы в 1949 году. В 1963 году им разрешили вернуться. Первые мои семь лет прошли именно там.  Потом я не ходил лет десять. У меня не было ни одного шанса выжить, состояться, тем более стать художником. У меня не было ничего. Но изначально, совершенно изначально, я был одарен одним талантом и одарен, очевидно,  был тогда бесконечно. Это быть благодарным, благодарным за то, что я могу теперь ходить. Самое большое счастье было для меня – это ходить. Я был благодарен всегда, что могу видеть, слышать, понимать. В мире нет несчастных людей, в жизни все счастливы. Поэтому, если ты жив, если ты живой, если ты осознаешь мир, то ты счастлив. А все остальное, это вопрос зависти. У кого больше, кто-то чего-то добился, у кого-то, кажется, теплее. Но оказаться в этом мире это и есть бесконечное счастье.  Я стал понимать эти обычные вещи. Я и создал свою международную Академию Доброты.

Мне пришло откровение:

Человек только тогда человек, когда он добрый;

 Доброта – решение всех проблем;

Где доброта, там нет границ;

Доброта и благодарность – главные законы человечества.

 Вот, на моем «Одуванчике», который установлен в  32 странах мира, на табличке написаны эти строки. Эти скрижали для того, чтобы люди понимали как жить в этом мире и жить как в раю.

Согласны ли Вы с изречением, что путь добра спасет мир?

Говорят, что доброта спасет мир. Это точно, очень точно. Но почему так? В чем точность этого изречения? А в том, что только доброта делает человека Человеком. Нет человека без доброты. Это животное, это Нечто, может быть образованное. Но человек начинает быть Человеком только, когда он добрый. Если доброта формирует человека, он становится Человеком. И Человек, конечно, спасет мир, если он  добрый.

Почему в эпоху перемен быть добрым не модно? Как Вы решаете с помощью доброты свои житейские проблемы?

Добрый, не то, что не модно. Доброта не может быть модной, потому что доброта делает тебя человеком. Только в этом случае ты человек. Это то, что вечно. Если вдруг доброта тебя сформировала и ты добрый и благодарный, ты проживешь совершенно иную жизнь, невероятную. Думать о том, что все сразу станут добрыми и благодарными нереально, это долгий путь эволюции. Но если ты сейчас услышал и узнал всего два слова: добрый и благодарный, и начинаешь им следовать и так жить, то ты здесь и сейчас живешь в раю.  Потому что только через доброту можно решить все проблемы. Потому что там, где доброта, там нет границ. Доброта и есть свобода. И тогда ты можешь буквально все, и весь мир тебе помогает.

А вот та свобода, за которую все борются и добиваются… Это другое. Доброте не нужна свобода, она и так свободна. А вот, когда говорят о свободе и, что ее нужно добиваться, то нужно понимать, что такая свобода нужна только злу. Чтобы зло могло быть легитимным, и могло вершить свои страшные дела. Поэтому принимаются всякие конституции, законы,  для того, чтобы иметь право править для узкого круга лиц. Им нужна легитимность,  по той причине, что Божественного права творить зло, у них нет. И тогда они добиваются этого права на уровне принятия законов. Вот оглянитесь, посмотрите, кто борется за свободу, чего они добиваются, и что в итоге они делают?

А творить доброе не нуждается в разрешении. Твори, делай, созидай. Я установил 190 памятников в мире, без единого разрешения, без единой бумаги, и без денег – дарил их. Потому что заказа на доброту нет.  Я творил свои работы, потому что не могу их не делать. Добрые люди мне помогали отлить эти работы в бронзу. И я их отлил. И всё возвращалось в какой-то мере обратно, чтобы я смог сделать следующую работу. Все, что я хотел, это сделать и отдать. Когда ты хочешь сделать и отдать то, что красиво, и то, что несет свет и доброту, оно будет всегда востребовано. Поэтому мои работы установлены в лучших местах более чем 50 стран мира. Потому что тем, кому я отдавал работы (а открывали их первые лица государства и наши послы), они понимали, что эти работы из себя представляют. Это все о русской культуре. Моя главная задача была укреплять имидж России за рубежом. Это памятники Чехову в той же Японии,  Шри-Ланке, памятники Толстому на Филиппинах, в Америке, в Будапеште, памятник Тургеневу под Парижем, в Москве. Памятники Пушкину, как минимум, в десятке стран мира, в Китае, Америке, Германии и даже в Египте, в  Александрийской библиотеке и так далее.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и Григорий Потоцкий
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и Григорий Потоцкий

Дело в том, что отдать – в этом смысл жизни. Подарить – в этом смысл жизни. И жизнь тебе обязательно улыбнется в ответ.

Ваши картины очень яркие и позитивные. Заставляют остановиться и задуматься о мире, любви и доброте. Образы женщин являются для Вас вдохновением?

Недавно в Питере прошла выставка «Без одежды». Представлено очень много художников. Какая благодатная тема – обнаженная натура. И как мне было обидно на этой выставке от того, что все пишут женщин, как предмет, как стул, как тело. А женщина – это любовь. Женщина – это мать, это идеал, это вдохновение, а не предмет, который срисовывают с действительности, плоть. Потому что женщина – это то, что делает нас людьми, нами. И когда художники не понимают этого, то они калеки. Женщину надо писать только когда чувствуешь к ней любовь. Мало быть мастером. Даже на женщину нельзя смотреть без любви. Потому что в твоих руках родится нечто, совершенно обратное тому, что есть Её величество Женщина.

Любовь или доброта? Никогда нельзя эти два слова противопоставлять, или говорить, как будто это два разных чувства. Как понять слово Любовь? Бог  — мы не можем понять – это абстракция. Но когда говорят, любовь есть Бог, Бог есть любовь, это уже ближе, становится понятней, что Бог есть любовь. Значит в любви – Бог. А вот чем выражается любовь? Любовь выражается добротой и благодарностью. Все остальные слова – производные от доброты. Доброта и благодарность и есть проявление Божьего лика на земле. А быть добрым и благодарным, это быть по образу и подобию Божьему.

Для меня женщина  —  это образ Богини. Это не комплимент. Женщина во всех отношениях первична. Она рождает нас, мужчин. И этот вечный спор, кто, якобы главнее — глупость. Между нами может быть только один диалог – диалог любви.

Как Вы думаете, могут ли картины исцелять?

Ни что не исцеляет так полно человека, как правильное понимание жизни. А вот правильно понимать жизнь, это быть ей благодарным. И поэтому, когда я рисую человека я объясняю это. И когда он начинает понимать, что он творение божье, что в нем заложено все лучшее, красота, для того чтобы быть любимым и любящим. И нет такой проблемы, которая бы не решилась.  И поэтому приходит исцеление. Исцеление всегда приходит через красоту и любовь. Если ты себе разрешил любить, если ты на свой мир взглянул с любовью. Потому что все болезни, которые у нас есть, они от неблагодарности, обид, от собственной злобы, жестокости, ненависти. В любви и есть здоровье. В красоте и есть сама жизнь и спасение.

Чей скульптурный образ на сегодня Вы хотели бы создать? Связан ли он с русским миром?

У меня в жилах нет русской крови. Но я открыл невероятное! Каждый человек, который знает русский язык, становится русским навсегда. Потому что этот язык, это, наверное, язык Бога, язык Человека, язык души. Это то,  что делает нас людьми, Человеками.  В самом языке заложен смысл. Я все время думал, в чем мессианская роль русского народа, почему русские так любят говорить о своем мессианстве? И вот, когда я поставил свой первый памятник А.С. Пушкину в 1994 году в Германии, на открытии было, наверное, 25 тысяч немцев. Там, в этом маленьком городке Хэммер, лежат 25 000 русских солдат.

Я сказал на открытии: «Когда приходят поэты, пушки молчат». И немцы плакали. Я задал профессору дрезденского университета вопрос:

А почему вы не учите русский язык? Он ответил: «Что ты, что ты, Григорий!!! И всплеснул руками. Не дай Бог, если мы, немцы, начнем учить русский язык. На вашем языке есть такие понятия, такие образы, что мы откажемся от своего языка. Мы маленькая нация.»

Меня так резанули эти слова, они остались во мне. И потом, уже прожив с тех пор большую жизнь, я вдруг понял, что в мире идет война, и война идет против русского языка. Понимаете, против русского языка. Потому что в нем заложен Человек. Это война сатаны с Богом. Вы обратите внимание, какой бы народ, пусть даже самый маленький, стал бы терпеть такие преследования по языку, по культуре, как последние 30 лет преследовали русских. Вы только подумайте, как преследовали русских. Отказывались от алфавита в Молдавии и Казахстане, что только не делали. Не давали гражданство в Латвии, выдавливали со всех постов, даже девушек поджигали на востоке. Представляете, какие преследования? И в чем подлость мира? Где этот свободный западный мир, который бы возмущался? Который бы сказал – нельзя принимать такие законы. Где в мире еще принимались законы против языка, где в мире еще закрывают школы по языковому признаку? Особенно там, где живет много русских.

Русские, конечно, долго молчали, долго терпели, а потом произошел просто взрыв. Потому что пришло осознание. И обратите внимание, насколько весь мир проявил себя.  Я понимаю, преследовали бы за коммунизм, за идеологические взгляды. Я понимаю. Против власти мир бы выступал. Я тоже могу понять. А тут выступают против языка, против культуры. Вы только задумайтесь об этом – против культуры Пушкина, Чехова, Чайковского… А они-то здесь причем? Скидывают памятники, закрывают выставки русских великих художников. Почему? Потому что русский язык объясняет, что происходит. Русский язык показывает, как человек должен остаться Человеком.  И поэтому та война, которая идет в мире, она идет против языка.

Русский язык  – это та кладовая, которая помогает нам стать Человеком. И борьба за это  — это и есть борьба против фашизма, потому что фашизму человек не нужен. Нужен раб, нужен тот, кто бы исполнял чью-то волю. А русский – это что-то совершенно другое, свобода.

Есть величайший поэт современности, величайший! Тимур Зульфикаров. Гений! Я когда смотрю на его творчество, я поражен, как в его стихах, в его литературе сконцентрирован весь образ русской жизни. Он наполовину перс и наполовину русский. Он поднялся до величайших высот. В нем все религии мира сплелись в одно целое, веру в Бога. В его искусстве вся мудрость мира, востока и запада. Он самый русский из всех русских поэтов и самый восточный из всех восточных. Ему уже за 80, и он живет в горах, одинок. И пишет там. Гений нашего времени.

Я сейчас создаю его портрет, и я горько плачу, что когда то нас судьба  свела вместе, но я тогда даже не узнал, кто этот человек, хотя он был у меня в мастерской. Я горько плачу, что могли быть 20 лет вместе. Он тогда меня разглядел, и уже тогда был мне открыт, сердцем, искусством. Но мы так заняты, нас захлестывает масса других людей, которые тебя востребуют, и мы невольно проходим мимо друг друга. Слава Богу, мы все-таки встретились в пространстве и времени. И я хочу успеть сказать ему спасибо и поставить ему памятник при жизни.

Потому что спасибо надо говорить при жизни, а не потом. Потом мы ставим и делаем это все для себя. А вот при жизни хоть каким-то образом сказать спасибо великому поэту, который отразил наше время.

И если вдруг, не дай Бог, всё исчезнет, но останутся его книги, Россия будет всегда бессмертна и всегда возродится. Потому что великое творчество и есть та среда, которая является бессмертием, и из которой все время, как птица Феникс все возрождается.  А Россия – это птица Феникс.

Почему русские сострадающая нация? Что в Вашем понимании быть русским? И как это отражается на Вашем творчестве?

Да, русские – это сострадающая нация. Русские отдали свои жизни десяткам государств, которые обрели свою независимость, свою свободу благодаря русским.  Благодаря русским, они состоялись, как культурные нации. Я уж не говорю о тех республиках, которые были ранее в Советском Союзе.

Та же Греция, та же Болгария, та же Америка. Везде русские отдали свои жизни, чтобы они были независимыми и имели право говорить на своем языке. А чем же взамен они ответили? Вот об этом надо задуматься, задаться таким вопросом и не пытаться ругать самих себя. Мы идем тяжелым путем.

Я в свое время думал… Понимаете, такие принципы, ценности человеческие, которые нам внушали: права человека, демократия, толерантность, свобода. Такие красивые слова. Конечно, это Америка. Конечно, они многое для этого сделали. Конечно, они сломали стереотипы. Но все эти слова, в конце концов, прописанные в законах и конституциях — демагогия.

Потому что по отношению к одним они сегодня-толерантны, а завтра по законам могут быть не толерантны. Какая  тогда это демократия, когда русским по принципу национальности могли не давать права гражданства? Лишать гражданства, которое дается человеку от рождения, когда он родился в этой стране.  И никто не имеет права его этого лишать.

И только русские выстрадали понятие слова Добрый. Когда ты добрый, то ты и демократичный, ты и толерантный, ты и даришь другому свободу, и соблюдаешь права человека. Только в нашем русском языке заложено, как должен быть устроен мир. На каких ценностях мы можем жить. Мы это выстрадали.

Какой у Вас идеал в жизни?

Идеал жизни? Ну, конечно, это женщина! Как я ее вижу, как я ее понимаю, как она есть. Бог нам подарил идеал в жизни –женщину. В ней надо видеть красоту, всё лучшее, раскрыть божественный замысел. Ведь каждая девочка – это любовь, это счастье. Девочки про это просто не знают, они ищут это где то на стороне, не понимая, что она и есть идеал, что она и есть любовь, что она и есть счастье. 

Надо позволить себе быть любовью. И, когда люди разрешают, они живут в этом идеале, идеале любви и мир вокруг становится счастьем. Вот таких простых вещей никто не понимает. Дело в том, что доброта и благодарность – это такие волшебные слова…

Но вся современная мировая культура направлена на то, чтобы люди даже не знали этих слов, не понимали их. Идёт их дискредитация, подмена.  Чего стоит выражение «Борьба с ветряными мельницами». Низводящее понятие «добрый» до понятия утопии.

И я думаю, что такие слова, как доброта и благодарность в полном смысле нашего понимания, даже нет в других языках, кроме, как в русском. Потому что слово добрый, как добрый, и добро — как богатство, сразу два смысла в одном слове. Если ты добрый, это тебя делает богатым, а если ты богат, у тебя есть возможность быть добрым и помогать всем остальным.

А быть благодарным – это не платежная система. Быть благодарным, это, когда тебе сделали доброе, у тебя появляется способность самому творить благо, и потом это благо дарить.

Эти два слова – это как жить, как понимать, как относиться к миру.

Когда я устанавливал, символ доброты и мира «Одуванчик» в Германии, то немецкий священник, который мне помогал, он долго пытался понять это русское слово Добрый. Он сказал – у нас в немецком языке нет такого, и он перевел, как «цветок свободы». И перевел абсолютно точно. Потому что доброта – это и есть свобода и не надо разрешения на то, чтобы быть и творить доброе.

В чем заключаются проблемы современного искусства? Какие решения Вы предлагаете, как художник?

Проблема современного искусства в том, что в искусстве победил фашизм. Все, что некрасиво, все, что обесчеловечивает, все, что делает его низменным и ничтожным, за все это платятся огромные деньги. С одной стороны создаются интереснейшие инсталляции и одновременно преследуется все, что говорит о красоте духа, об одухотворенности, то, что человека делает аристократом, человеком. Это все преследуется, все не модно. И это самая большая проблема.

На самом деле проявился фашизм. Умный, жесткий, цельный. Появилась целесообразность. Обесчеловечивание прошлось абсолютно по всем параметрам общественной жизни человечества. Человеку сегодня практически нет места. И в этом огромная проблема. И люди не понимают, что постхристианская эпоха, как некоторые любят говорить, это эпоха сатаны, эпоха дьявола. Потому что без этой ценности как  человек, а человека Человеком делает только Доброта, и приближает его  к Богу. Без Бога, без Доброты человека нет.

А в современной культуре, к сожалению, этого сегодня чудовищно мало. И когда ты смотришь  выставки Европы, Америки, смотришь работы, думаешь что ими двигает? Они могут быть очень интересными и талантливыми. Но гений и злодейство, как сказал Пушкин, несовместимы. Они, в самом деле, несовместимы. Поэтому гений, он всегда добрый. И то, что сегодня выдается за искусство, оно давно перестало быть искусством. Это антиискусство, которое ведет человечество к самоуничтожению.

Вы установили более 190 памятников в разных странах. Чем является для Вас установка памятника? Наследие? Вдохновение для других? Местом силы?

Мой «Одуванчик» символ мира и доброты и то, что под ним написано — это мои скрижали, которые устанавливаю по всему миру. И пытаюсь донести, вокруг чего всем надо объединиться. И многие помогают, поддерживают. Аркадий Пекаревский – мой великий друг, который разделяет мои взгляды и, благодаря которому я могу творить. Очень важно, когда рядом есть те, кто разделяет твои взгляды, помогает и понимает, тогда возможности удесятеряются. Анна Соколова, Галина Голинкова, Анатолий Бондарук, Николай Нестеров, Андрей Синогейкин, Сергей Середькин, Сергей Коростылёв, Мецо Игитян, Марина Лужите, Сергей Переверзев, Дмитрий Зусманович, Игорь Юзефович – благодаря моим друзьям  мы установили 10 Одуванчиков в прошлом году и мечтали остановить коронавирус. И он остановился. Совпадение. Как знать? Но мы говорим о мире и о том, что надо всё делать по-доброму и это как никогда важно сегодня.

Служение доброте, которое нас всех объединяет это и есть место силы.

Более 190 памятников по всему миру, в лучших местах. Это же возможно. Почему? Да потому что вокруг тебя есть люди, которым это нужно, которые тебя поддерживают.

Какие люди оказали большое влияние на Ваше творчество?

Конечно, меня формировали те люди, которые мне в жизни встретились.

Например, встреча, когда у меня была выставка в Париже. Ее увидел Депардье. И он договорился с куратором выставки о том, чтобы познакомиться со мной. Так он вошел в мою жизнь. Благодаря ему я сделал Эдит Пиаф.

Жерар Депардье и Григорий Потоцкий
Жерар Депардье и Григорий Потоцкий

Несколько раз мы встречались в Париже. И вот одна из встреч, которая мне особенно запомнилась. Мы заговорили о том, что в мире сейчас важно. И он сказал: «Ты знаешь, эпоха великих прошла». Поэтому я создал музей всемирной интеллигенции, так как я считаю, что великих людей надо заносить в Красную книгу. Они исчезают. Надобность, потребность в великих людях прошла, мир обмельчал. Когда люди перестали стремиться к понятию Человек, как к  понятию Бог, то и потребность в великих людях исчезла. И вот эта фраза, что время великих людей прошло, и сейчас вместо великого актера, великого режиссера, придет продюсер, придут компьютеры и сам человек будет не нужен. Он об этом говорил с болью.

Моя встреча с Паоло Коэльо была очень важной. Это человек, тиражи книг которого чуть ли не сравнимы с Библией. Он пишет о доброте, о любви, о красоте, о духе, о человеке. И 9 марта в 2020 году прямо перед началом коронавируса я поставил ему памятник в Лиссабоне. «Свет Доброты», написано на постаменте. Потому что он несет этот свет, он видит в человеке воина света. Он нашел те нужные слова, которые сегодня крайне не модны. Доброта, справедливость, чистота, честность, он делает это главным смыслом своей литературы.

Пауло Коэльо и Григорий Потоцкий
Пауло Коэльо и Григорий Потоцкий

Однажды ко мне в мастерскую зашел Шарль Азнавур. И он рассказывал об Эдит Пиаф, о своей любви. И я сделал тогда его портрет.

Но первым человеком, который оказал абсолютное влияние на меня, конечно, был Иннокентий Смоктуновский. Мы говорили с ним по телефону. Я тогда начинающий скульптор, мальчик, впервые приехал в Москву, в 91-м году. Созвонился с ним по телефону и предложил вылепить его портрет. И он согласился. Невероятно! Он не знал кто я, не видел меня никогда. Представляете, что значит, когда к тебе придёт в гости, согласился позировать такой величины человек, такая глобальная личность.

Он пришел в мастерскую, и я вылепил его портрет. Это была удивительная встреча. Когда я сделал половину работы и остановился, вдруг раздался шум, как выстрел. Из-под него вылетел стул, и он на меня закричал шестиэтажным матом — «Кого ты вылепил, я же гений, а вылепил какого-то местечкового еврея, который тачал всю жизнь сапоги, ничего не видел!!!» И так матом минуты три. – «Ваша работа будет в музее!!!», кричал он. Я разинул рот и был в ужасе. И вдруг он говорит: «Завтра в три». Я подумал, как же можно было так отругать, и тем не менее завтра он придёт. И он действительно был в три. И тут я увидел, что передо мной стоит князь Мышкин, я схватил его за нос и закричал: «А хоть нос настоящий?» Оказывается, когда он ругал меня, это была высшая степень похвалы. Я действительно вылепил какого — то местечкового еврея, которого он сыграл.

И действительно, та работа теперь в Русском музее. Иннокентий сказал мне: «Если ты взял планку, никогда не опускайся ниже». Я считаю, что он был моим учителем, который создал меня и помог мне стать тем, кто я есть.

Конечно, через мою жизнь прошли и много других интереснейших людей, которые оказали величайшее влияние на меня. 

Пьер Ришар и Григорий Потоцкий
Пьер Ришар и Григорий Потоцкий

Первый человек, благодаря которому я стал скульптором, это был Лазарь Исаакович Дубиновский. Он был член-корреспондентом Академии художеств СССР. Он увидел мои работы и сказал: «Будет желание, будет все. Учить не буду». Вы представляете: будет желание и всё! Оказывается, как мало. Он дал мне ключи от своей мастерской, глину и гипс. Он понимал, что художника –нельзя научить, он рождается им. Он учился у самого Бурделя. Может, поэтому я так люблю французскую культуру и французских скульпторов.

Мои друзья – Юра Куклачев, Федор Конюхов. Именно они были в основании Международной академии доброты. Как-то я спросил Федора: «Как ты покорил?» Он ответил: «Я не покоряю, я прихожу с любовью. И прошу лес, дух леса, чтобы он мне помог. Или дух гор, чтобы они мне помогли. Или в океане, я обращаюсь к океану и говорю: помоги, поддержи, дай мне питание. И я всегда прихожу с любовью, всегда принимаю все, как оно есть. У меня нет желания покорить или добиться, у меня есть только одно – встретиться и принести свою любовь».

А Юра Куклачев, который сделал театр кошек, это же удивительно. Вот как он с ними сумел договориться?  Как  он сумел сделать единственный театр кошек в мире? Только через любовь.

Именно они своей жизнью подтверждают, что только доброта является решением всех проблем.

В чем секрет успеха?

Все задаются вопросом: в чем секрет успеха? Вот как получается, что так все сложно, коммерцилизировано, и нереально? Нереально быть художником в наше время.

Я отвечаю просто: Отдай все, что у тебя есть, и тебе обязательно это вернется. Сделай  то, что ты можешь.

Например, как случилась эта выставка? Есть у меня друзья: искусствовед Анечка Воронкова, и Георгий, ее муж. Они меня познакомили с директором Дворца Великого князя Владимира Камилой Камиловной. Это Дом ученых. Она увидела мои и Любины работы и предложила сделать выставку на безвозмездной основе. Анечка написала блестящую статью  для каталога. А Андрей Синогейкин, большой учёный, физик, любит искусство, интересуется им. Он вообще занимается инвестициями, тем, что новаторское, что-то новое, предложил этот каталог издать. А Аркадий Пекаревский, мой ближайший друг, вице-президент Международной Академии доброты,  в каждом проекте принимает участие, всегда протягивает руку помощи. Так родилась выставка.  

И поэтому, когда тебя окружают друзья, которые тебя любят, которых ты любишь, для которых ты делаешь все, что можешь, обязательно тебе вернется тем же.  Возможностью быть.

Поэтому любите тех, кто рядом, помогайте им. Будьте просто добрыми и бесконечно благодарными. И Вселенная откликнется.

Редакция журнала «MAZZO» благодарит Григория Потоцкого за его безмерную доброту, за его любовь к миру и Человеку!!!

Фото: Из личного архива Григория Потоцкого

close
mazzo

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать наши замечательные статьи.

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.

close
mazzo

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать наши замечательные статьи.

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.

Предыдущая запись СЛАДКАЯ МАГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Следующая запись Яркий и многогранный мир Виктора Ануфриева
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности