Эрарта – крупнейший российский музей, посвященный исключительно современному искусству.
На пяти этажах общей площадью 12 000 кв. м размещаются музейная коллекция, временные выставки и магазины.
В музейной коллекции представлены 2 800 работ 300 художников со всех регионов страны.
Эрарта – один из самых событийных (40 временных выставок к год) и популярных (около полумиллиона посетителей ежегодно) музеев в России, а также крупнейшее музейное онлайн-сообщество в стране (более 400 000 подписчиков в социальных сетях).
Название музея образовано из двух слов – era и arta, что означает «время искусства».
Музей Эрарта, по мнению туристического портала TripAdvisor, вошел в десятку лучших музеев России, был неоднократно включен в список интересных Достопримечательностей крупнейшего путеводителя в мире Lonely Planet, отмечен National Geographic в пятерке петербургских музеев, обязательных к посещению, и стал первым в стране музеем современного искусства, представленным на Google Art Project.
Одна из главных задач Эрарты – показать, что в регионах России живут талантливые, яркие и самобытные художники, чьи работы заслуживают внимания и признания.
Флагманский проект Эрарты «Россия в Эрарте» и кураторы музея постоянно путешествуют по регионам страны, в том числе для отбора работ самых талантливых художников и включения их в экспозицию музея в Санкт-Петербурге.
В рамках проекта «Россия в Эрарте» в Петербурге прошли выставки авторов из Самары, Перми, Новосибирска, Красноярска, Ижевска, Иркутска, Уфы, Краснодара, Владивостока и других городов нашей страны.
Результаты – установление культурного сотрудничества и связей в области современного искусства между различными регионами, а также инвестиции и поддержка российского искусства на всей территории страны.
Музей современного искусства Эрарта не только поощряет творчество, но и сам активно им занимается.
В стенах Эрарты родились идеи многих уникальных проектов, которые были реализованы совместно с авторами.
Проекты Эрарты приближают современное искусство к зрителю и позволяют каждому найти в нем что-то близкое.
Помимо персональных и тематических групповых выставок как именитых, так и молодых российских художников, Эрарта принимает в своих стенах популярные выставочные проекты со всего мира.
Многие из них никогда раньше не выставлялись в России.
Такая деятельность также является важной частью нашей миссии, так как позволяет знакомить российского зрителя с выдающимися образцами зарубежной культуры.
В течение последних нескольких лет в числе международных проектов Эрарта представила публике картины Виктора Вазарели (Венгрия) и трехмерные работы Хон Сонёна (Корея), скульптуры Ромеро Бритто (США) и Сальвадора Дали (Испания), фотографии Себастио Сальгадо (Бразилия), Лю Болина (Китай), Марио Тестино (Великобритания) и Рассела Джеймса (Австралия), шляпы Филипа Трейси (Великобритания) и нашумевшую экспозицию об истории дизайна нижнего белья «Под одеждой», подготовленную лондонским музеем Виктории и Альберта, костюмы из кинофильмов Федерико Феллини и фотографии Джан Паоло Барбьери (Италия), стрит-арт С215 (Франция).
Шляпки знаменитого дизайнера и единственного в мире шляпного эксперта Haute Couture носят королевские особы, в том числе правящая династия в Великобритании, а также знаменитости: Сара Джессика Паркер, Леди Гага, Мадонна и другие звезды.
Трейси создавал свои коллекции для таких атлантов модной индустрии, как Chanel, Givenchy и Umbro.
Секрет успеха мастера — его безграничное воображение и смелость в воплощении идей.
Лебедь, лошадиная голова, лобстер, телефон, кисть руки, пепельница — все это и многое другое может стать для Филипа Трейси источником вдохновения!
Модельер экспериментирует с цветами и формами, постоянно расширяет границы в выборе материалов.
Он использует перья, искусственные и живые растения, пластик, металл, мех, текстиль и даже электроприборы.
В 2015 году музей Эрарта уже проводил ретроспективную выставку маэстро, отражавшую его 25-летний творческий путь.
Тогда проект очень полюбился зрителям — имел рекордную для своего времени посещаемость и получил огромное количество положительных отзывов.
Чувства оказались взаимными: Филип Трейси проникся и Петербургом, и музеем, так что решение подарить петербуржцам на десятилетие Эрарты выставку фантастических шляпок пришло само собой.
Экспозицию составят хиты выставки «Шляпы в XXI веке», творения мастера, ранее не бывавшие в России, а также модные новинки от дизайнера.
Филип Трейси о своей работе:
«Я трачу на каждую шляпу очень много времени, работаю до тех пор, пока мое творение не станет экстраординарным».
«Люди, заходя ко мне в мастерскую, часто спрашивают: “Где швейные машинки?” — на что я им отвечаю: “Они не нужны, вот мои руки”».
«Я чувствую себя одетым по утрам только тогда, когда на палец надет наперсток».
«Я люблю, когда шляпы заставляют сердце биться чаще и чувствовать себя на миллион долларов».
Рыцарь ордена Британской империи Филип Трейси — пятикратный обладатель звания «Дизайнер года (аксессуары)» в рамках премии The Fashion Awards и еще десятка высоких наград.
Сегодня его работы — уже не только изысканные предметы гардероба, но и музейные ценности.
Выставки шляп Трейси украшают самые известные галереи планеты.
Впервые маэстро выставил коллекцию своих шедевров в знаменитом нью-йоркском музее «Метрополитен». При этом он продолжает сотрудничать с ведущими домами мод: Armani, Ralph Lauren и Givenchy.
Не забывает Филип и своих любимых красавиц: Сару Джессику-Паркер, Леди Гагу и неотразимую Грейс Джонс.
По просьбе чернокожей поп-дивы он даже стал дизайнером ее мирового турне.
Знаменитый дизайнер также стал одним из создателей грандиозного Vivid Grand Show в берлинском Friedrichstadt-Palast.
На выставке было представлено более 50-ти костюмов из вышеперечисленных лент.
Платье Аниты Экберт из знаменитой сцены в фонтане Треви, барочные одеяния героев «Казановы», итальянский лоск фильма «Дорога».
Но экспозиция этим не исчерпывалась: backstage-фотографии, киноафиши, декорации, алый красавец-мотоцикл марки Harley-Davidson — все эти экспонаты неминуемо переносят зрителя в завораживающий, странный, восхитительный мир Феллини.
Для выставки скульптур Сальвадора Дали музей Эрарта выбрал формат райского сада.
Не заблудиться в этом фантастическом саду и многообразии образов художника вам поможет наш список из пяти небольших, но значимых деталей, на которые стоит обратить внимание во время прогулки по экспозиции.
Яйцо — важнейший образ в творчестве Сальвадора Дали.
Оно обладает твердой оболочкой, которая защищает мягкое нежное содержимое, и в работах сюрреалиста, как правило, символизирует внутриутробное состояние.
В работах Дали можно найти яйца как в целом виде, так и в разбитом, как, например, на картине «Неплоские яйца на плоской тарелке».
Этим элементом также щедро украшено здание Театра-музея Дали.
В одной из четырех монументальных скульптур на выставке в Эрарте — «Космической Венере» — яйцо условно разделяет объемную женскую фигуру на две части.
Для Дали оно воплощает двойственность твердой внешней оболочки и мягкого содержания и одновременно воплощение мужского и женского начал, которое становится символом жизни, зачатия, возрождения и будущего.
Психоанализ и особенно книга Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» привели Сальвадора Дали в свое время в настоящий восторг.
Художник, живо оценивший идею о наличии тайников подсознательного, а также подход Фрейда к интерпретации снов и движущей силе творчества, начал использовать в своих работах ящики, которые «встраивал» в человеческую фигуру.
Таким образом сюрреалист старался показать скрытое в личности, «скелеты в шкафу», которые есть у каждого человека.
Примером использования ящиков в живописи стали картины «Антропоморфный шкафчик» и «Жираф в огне».
Пример интеграции этой детали в скульптуру можно оценить на выставке в музее Эрарта — не пропустите работу «Женщина в огне».
Религия всегда было пространством противоречий для Дали.
Мать художника была истово верующей католичкой, при этом отец считал себя атеистом.
Сам Сальвадор серьезно обратился к вопросам веры, заинтересовался иконографией христианства и начал вплетать религиозные темы в свое творчество уже в зрелые годы.
Ему была интересна не только метафизика, но и возможность интеграции религии и науки.
Один из излюбленных религиозных образов в работах Дали — ангел.
На выставке в Эрарте он присутствует сразу в нескольких скульптурах.
Дали не раз признавался, что ничто его не вдохновляет так, как идея ангела.
Легкие, но в то же время могущественные создания, способные преодолеть притяжение Земли, становятся лирическим выражением мира сна и фантазии Дали.
Обелиск, который бронзовый слон Дали несет на своей спине, напоминает монумент работы Бернини на площади Минервы в Риме.
Величественное животное, «увенчанное» египетским обелиском, у испанского художника становится олицетворением божественной мудрости.
Некоторые исследователи творчества Дали связывают этот образ со сном о похоронах папы римского, приснившимся Фрейду из-за звона колоколов.
Этот пример психоаналитик приводил в своих трудах для демонстрации удивительной связи сюжета сна и внешнего раздражителя.
Монумент на спине слона в интерпретации Сальвадора Дали становится символом доминирования, ярко выраженным воплощением мужского начала.
В интерпретации Дали паукообразные тонкие ноги слона символизируют особое измерение между небом и землей.
Они противопоставляют прочность и хрупкость, жесткую структуру и невесомость.
Тоненькие многосуставные ноги слона — это также символ ирреальности и зыбкости, присущей миру сна.
Стоит обратить особое внимание на нижнюю часть ног животного.
Изначально художник хотел поставить слона на ноги птицы с тремя пальцами и когтями, но, как рассказал команде музея Эрарта в своем интервью заказчик скульптуры — коллекционер Беньямин Леви, такой ход ему показался неудачным с коммерческой точки зрения.
После бурных споров, при поддержке супруги Сальвадора Дали Галы, господину Леви удалось уговорить художника сделать слону элегантные копытца, как у лошади.
Их-то вы и можете наблюдать на выставке в Петербурге.
Музей современного искусства Эрарта впервые в России показал работы суперзвезды fashion-фотографии Марио Тестино, чей уникальный талант покорил все крупнейшие модные дома, включая Chanel и Gucci, был по достоинству оценен журналами от Vogue до Vanity Fair и очаровал множество знаменитостей, среди которых Мадонна, Леди Гага, Кейт Мосс и Наоми Кэмпбелл
Как говорит сам Тестино, «идеальная fashion-фотография способна одновременно присутствовать как бы в двух реальностях: мне бы хотелось наслаждаться фантазией, которая будет достаточно реалистичной, чтобы убедить меня в ее достижимости, достаточно осязаемой, чтобы казалось, что ты уже практически в ней находишься, но при этом настолько прекрасной, чтобы невольно становилось понятно, что она может существовать лишь на фото».
Музей Эрарта дал каждому посетителю неповторимую возможность погрузиться в такую фантазию.
Марио Тестино родился в Лиме (Перу) в 1954 году.
Его выдающийся талант позволил ему стремительно пройти путь от безвестного студента с фотоаппаратом, вынужденного после переезда в Лондон в 1976 году работать официантом, до одного из величайших мировых fashion-фотографов всех времен и почетного кавалера Ордена Британской империи, который был пожалован ему в 2014 году за исключительный вклад в фотоискусство.
В числе других наград мастера — перуанский орден «За заслуги» (2010) и бразильская медаль Тирадентиса (2007).
Работы Марио Тестино публиковались практически во всех ведущих модных журналах — Vogue, V Magazine, Vanity Fair, GQ, Allure и других.
Он создавал образы для рекламных кампаний крупнейших модных брендов, включая Chanel, Burberry и Versace.
Особую славу ему принесла в середине 1990-х провокационная реклама с Томом Фордом и Карин Ройтфельд, способствовавшая возвращению Gucci в число наиболее влиятельных домов моды.
Тестино позировали такие мировые звезды, как Анджелина Джоли, Брэд Питт, Деми Мур, Джуд Лоу, Дженнифер Лопес и Леди Гага, а его продолжительной работе с Кейт Мосс и Жизель Бюндхен нередко приписывают заслугу достижения ими статуса супермоделей.
Среди наиболее известных работ Тестино — серия фотопортретов Дианы, принцессы Уэльской.
В течение двух последних десятилетий фотографу также неоднократно доверяли съемки наиболее памятных событий в жизни британской королевской семьи, например, фотосессию герцога и герцогини Кембриджских по случаю их помолвки в 2010 году.
Помимо фотографирования, Марио Тестино в разное время занимал должности креативного директора и внештатного редактора ряда изданий, а его страсть к искусству нашла отражение не только в собранной им частной коллекции, но и в создании некоммерческого музея Museo Mario Testino в Барранко, одном из районов его родной Лимы.
«Секрет творчества состоит в умении скрывать источники своего вдохновения» – Альберт Эйнштейн
Вот и закончилась выставка величайшего австралийского фотографа, сотрудничавшего с Vogue, W, American Photo, GQ и Sports Illustrated Рассела Джеймса.
Посетители выставки смогли не только увидеть закулисье грандиозного шоу глазами Рассела Джеймса, но и, погрузившись в атмосферу бэкстейджа, почувствовать себя его частью.
Серия из 60 работ была представлена посетителям музея Эрарата в секретный мир, где «ангелы» Victoria’s Secret спускаются на землю.
Свой творческий путь корейский художник Хон Сонён начал как фотограф, однако интерес к изобразительному искусству вскоре привел его к изучению оптики, компьютерных наук и различных методов печати.
Органичное сочетание художественной чуткости и технической изобретательности сближает творчество автора с оп-артом — оптическим искусством, зародившимся в 1960-е годы в США.
Представители этого направления, такие как Виктор Вазарели, Йозеф Альберс, Бриджит Райли, подарили миру новые способы работы с материалами и двумерными изображениями.
Вслед за ними Хон Сонён с помощью современных технологий исследует природу человека и его место в макрокосме.
Художник оставляет зрителя один на один с обнаженной пустотой мира: его работы — это портал, который переносит нас в потаенную сердцевину Вселенной.
Трехмерные композиции автора отсылают одновременно и к архаическим художественным мотивам — кругам, пиктограммам, геометрическим орнаментам, и к цифровым снимкам далеких галактик, сделанным современными телескопами.
Хон Сонён работает с лентикулярной печатью, знакомой нам в первую очередь по тиражной стереопродукции: календарикам, магнитам, книжным закладкам.
Однако техника автора несравнимо совершенней: иллюзия глубины возникает за счет многослойности изображения и, подобно черной дыре, втягивает зрителя в пространственную воронку.
Используя простые геометрические формы — спирали, волны и комбинации цифровых шумов, автор изучает сложные взаимоотношения цвета и объема, света и тьмы.
В каждой из своих работ Хон Сонён размышляет о том, кто мы, откуда пришли и куда идем.
Художник не дает однозначных ответов на поставленные вопросы — он лишь подводит каждого из нас к самому краю бездны, предлагая самостоятельно заглянуть в лицо вечности.