Трудно ли создать свой бренд? Как появилась на свет Птица Сирин? Как к Вам пришла эта идея?
— Легко создать концепцию, если почувствовать, в чем у людей есть потребность, а возможностей в мире ее удовлетворить — нет.
Или очень мало, или они не на том уровне.
Чего в мире не хватает вам?
Возможно, таких людей больше, чем один, возможно, гораздо больше.
«Птица Сирин» появилась потому, что мне хотелось дарить аксессуары со смыслом — рассказывать истории о культуре, о стране.
О временах и территориях.
У нас удивительный, уникальный сплав из культурных кодов, эпох.
Я люблю историю искусств, мировые культуры, весь этот бесконечный поиск человечества.
И видя, как уважительно другие страны относятся к своей культуре, как транслируют ее, берегут свои культурные коды, я хотела рассказывать о нашей.
Квадрат материи — картина.
Искусство, которое можно унести с собой.
Космогония. История, рассказанная на шёлке.
«Птица Сирин», женщина — птица, живущая в Ирии, рае древних славян, с её песнями о вещем блаженстве, с самого начала стала символом бренда, его ДНК.
У меня даже не было других вариантов.
Помню, я села и за ночь нарисовала логотип.
А утром отдала в печать первую упаковку.
Ваши платки не оставляют никого равнодушными. Это произведения искусства. Платок-целая картина, который можно взять с собой. Создавая эти платки-Вы создавали их, как сувениры, как коллекционные платки или как элит -аксессуары?
— Бренд «Птица Сирин» (Sirinbird) основан в 2013 году.
Тогда русский стиль в целом воспринимался как сувенирный.
И это то, чего я с самого начала старалась избегать.
Мне хотелось доказать, что русский стиль — это не сувениры, это может быть живая, современная конструкция.
Фешн в этом плане очень подвижный, он первым транслирует изменения в обществе.
Это самопрезентация, код для тех, кто в теме, кто обладает похожим бекграундом.
Но тогда он должен быть именно глубоким, не поверхностным.
А все сувенирные вещи довольно поверхностны, у них другая задача — идея «русскости» должна считываться на поверхности, любым человеком, находящимся вне контекста.
Примерно «я был в России».
Аксессуары Sirinbird — это культурный код, культурный бекграунд.
Это значит «я из России».
Это для людей, которые могут считать несколько уровней повествования, которые смогут почувствовать что-то родное, что-то из детства может быть. Из литературы.
Что-то, что человек не сможет идентифицировать, возможно, но почувствует родное в этих орнаментах, что-то, что отзовётся в нём.
За что он полюбит эту вещь, потому что она для него станет чем-то большим, чем вещь.
Ваши сказочные платки известны всему миру. Ваша тема – русские сказки – это генетический код? Связано ли это с тем, что Вы родились в Самаре – на Волге – матушке?
— Я родилась в Самаре, на Волге.
Со мной всегда были мои Жигулёвские горы.
Сильное место.
Их раньше называли Девичьи — там находят захоронения амазонок.
Лето моё проходило в Курбе, это старинное село в Ярославской области, вотчина князя Курбского.
Разные, полные красоты природы и древних тайн, миры — конечно, все это во многом сформировало меня, взрастило во мне эту тягу к удивительным историям мира.
Что такое русский стиль? Как сохранить наследие и развить его?
— Главное, как мне кажется, исходить из того, что «русский стиль» — это не что-то запечатанное на какой-то территории в какое-то конечное время.
Он живой, он живет и изменяется, переосмысливается, подвергается влияниям и сам влияет на многие культуры.
Он действительно очень разный во временах и на различных территориях.
Нельзя законсервировать жизнь, нельзя обрезать дерево, новые ветки, оставляя икебану.
Но нужно чувствовать связь, нужно быть «из земли», чувствовать это огромное мощное дерево, его корни, будучи веткой.
Для меня сила все же в знании истории искусств, того, что откуда пришло, что как изменялось, какие черты на какой территории приобретало тысячи лет.
Так я вычленяю для себя то, что было условно русским, славянским или индоевропейским, или стало русским.
Но многие вещи приходят все равно интуитивно.
И я понимаю, что интуитивный путь возможен.
Но нужно быть веткой и чувствовать дерево.
У нас это сложно, столько раз культуру уничтожали, подменяли понятия, отрывали людей от этого дерева мирового, культуры.
В Исландии наверное идеальный коннект — кажется, там все поют и делают музыку и культуру на какой-то своей уникальной волне.
Просто менталитет, просто осознание себя исландцем. Хочу, чтобы и мы творили нашу культуру на таком уровне, на уровне ДНК.
Правда ли, что многие музеи захотели с Вами сотрудничать? Расскажите об этом.
— У бренда была выставка «Шёлковые песни Птицы Сирин» в Музее Моды, мы сотрудничаем с нашим любимым Историческим музеем, разрабатывали аксессуары для различных московских и питерских музеев.
Также наши платки находятся в коллекциях государственных и частных музеев.
Да, можно сказать, что музеи благосклонно восприняли идею таких вот «культурных» современных аксессуаров.
Почему Вы выбрали фабрику в Италии? Чем Вас она привлекла? Её преимущества. Почему был выбран шёлк, а не какой — нибудь другой материал?
— Я начинала с приключений на российских производствах, о них можно почитать в интернете.
В итоге мной было принято решение создавать премиальный бренд с бескомпромиссным качеством продукта.
Чтобы иметь возможность звучать на мировом уровне качества премиальных брендов.
Для этого была выбрана итальянская фабрика, работающая с брендами первой величины со всего мира.
Натуральный шёлк — это и классика жанра, и ответственность.
Не каждое производство, не каждое оборудование сможет показать все его возможности.
Но такой палитры красок и возможности нанесения тонкого рисунка не даст больше ни один натуральный материал.
Расскажите о выставке, прошедшей в конце 2020 года, где Вы представили ваш шарф «Волга» в виде шаманских столбов «Волга Ра»?
— Ежегодная выставка «Трын*Трава.
Современный русский стиль» проходила уже третий раз, в этот раз в музее РОСИЗО.
Оргкомитет выставки — 4 дизайнера, куратор выставки — Элина Туктамишева.
Три года мы собираем не просто выставку, но сообщество — людей, влюбленных в русский стиль, делающих что-то интересной на этой ниве.
В этом году в выставке участвовали 27 дизайнеров и художников.
Шаманские столбы — это мой новый проект, Sirinwood.
Истории «Птицы Сирин», рассказанные в дереве.
Скульптура «Волга Ра» призвана рассказать мифологическую историю мира на примере образа древней реки, ведь вода во всех религиях и представлениях была единственным в мире, не принадлежащим этому миру.
Вода — это проводник. «Волга Ра» — это мифическая роса, дух реки.
Расскажите о Вашей новой коллекции. В этом году планируете ли Вы персональную выставку?
— Я не люблю загадывать, по крайней мере публично. =)
Жизнь постоянно вносит свои коррективы.
Кто год назад мог предугадать, что мир настолько изменится.
Ваш совет начинающим бизнесменам, как понять, что проект будет не провальным?
— Самый первый совет в первом абзаце.
Делайте то, чего не хватает вам.
Возможно, вас больше, чем один человек.
И второй — не бойтесь брать на себя новые функции.
Не бойтесь первое время быть на проекте всем.
Не ищите человека, который возьмёт на себя административные функции, пока вы будете творить.
Да, сначала это все демотивирует и похоже на птичий язык.
Но если вы научитесь понимать, как в целом работает ваш бизнес, от чего зависит, отстроите это все до работающего механизма, вы почувствуете красоту и гармонию всех процессов.
У вас не будет слепых зон. И вы сами не будете оторваны от действительности.
Найдите свою аудиторию, но никогда не идите на поводу у толпы.
Если вы не массмаркет, не соглашайтесь быть проще, чтобы быть понятным большинству.
Как только творящий человек уступает маркетологу и начинает делать «хитовее» и «хайповее» — его уникальность, его сила исчезает.