Витрина магазина, c как будто летящими фигурками балерин, приковала взгляд.
Каподимонте — клеймо, которое украшает самые красивые и изысканные фарфоровые изделия.
Много коллекционеров и любителей «белого золота» (так часто называют фарфор), привлекает именно Неаполь.
С 18 века фарфор Каподимонте – это гордость и визитная карточка города, омываемого лазурными водами Неаполитанского залива.
Идея основания мануфактуры принадлежит королевской чете Карлу Бурбону и Марии Амалии Саксонской.
Она была дочерью курфюрста Саксонского и Польского короля Августа III.
Именно на её родине, алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер в сотрудничестве с учёным Эренфридом Вальтером фон Чирнхаузом, в 1709 году открыли секрет создания твёрдого фарфора.
В приданом юной немецкой принцессы были великолепные фарфоровые вазы и чашки с гербами Саксонии и Неаполя.
Одна из чашек, подаренная тестем, так пришлась по душе королю Карлу, что только в ней подавали ему напитки.
Молодая королевская чета решила основать собственную фарфоровую мануфактуру.
Их целью было не только производить престижные, пользующиеся большим спросом у знати изделия.
Они хотели показать европейским монархам, что их королевство идёт в ногу со временем.
Неаполитанский фарфор должен был превзойти по качеству Мейсенский.
Мастера из других стран, где производство было уже налажено, своих тайн выдавать не спешили.
К созданию формулы приступает интернациональная команда: бельгийский химик Ливий Октавий Шеперс, тосканский декоратор Джованни Казелли и один из самых просвещённых умов Неаполитанского королевства – Раймондо де Сангро, князь Сан-Северо.
Он был одним из ближайших советников Карла Бурбона: алхимик, философ, Великий магистр Неаполитанского масонства, изобретатель, работы которого намного опередили своё время.
Рождение фарфора не могло обойтись без алхимического вмешательства.
Для алхимиков мир состоит из четырёх стихий — земли, воды, воздуха и огня.
Постигая закон их соединения, человек получает ключ к тайнам природы.
В процессе рождения фарфоровых изделий участвуют все четыре стихии.
Смесь глин, каолина и шпата для фарфорового теста – стихия земли.
Добавление в это тесто воды придаёт ему необходимую пластичность.
Воздух сушит изделия, залитые в формы. Затем к работе приступает огонь, обжигая их в печи.
Очень быстро её изделия превзошли по качеству и красоте немецких конкурентов.
Его отличительная черта и результат кропотливой работы мастеров — молочный цвет и прозрачность.
В фарфоровой смеси отсутствовал каолин, поэтому изделия «мягкого фарфора» выгодно отличались от своих северных соседей.
В 1745 году в Неаполе был открыт первый магазин фарфоровых изделий.
Его ассортимент был очень широким: сервизы, вазы, статуэтки, канделябры, табакерки.
Фарфоровые панели с богатыми узорами, тончайшие гирлянды из цветов и фруктов, идеально выписанные фигуры и лица — свидетельство высочайшего уровня мастерства Джузеппе Гриччи, который создал это чудо.
Точная копия будуара была впоследствии выполнена в Испании.
В 1759 году Карл Бурбон наследует испанский трон и ему приходится покинуть горячо любимый Неаполь.
Он перевозит фабрику, изделия и мастеров в Мадрид.
Благодаря ей и князю Сан-Северо, было восстановлено производство фарфора, необходимого также для нужд королевского двора.
Мажордом неоднократно сообщал королю Фердинанду, что для приёма многочисленных гостей необходим достойный сервиз.
В 1771 году мануфактура вновь заработала.
Благодаря её директору Доменико Венути, мотивами росписей стали находки, сделанные во время раскопок городов Помпеи и Геркуланум.
Вскоре в Испанию отправляют в подарок Карлу III Бурбону, отцу Фердинанда, изысканный «Сервиз Геркуланум».
Он стал своеобразным отчётом о раскопках в городах у подножия вулкана Везувий.
Подарок был принят без особо энтузиазма.
Высочайшее качество фарфора Каподимонте вызвало зависть в Мадриде, где в парке Буэн Ретиро тоже работала мануфактура, но её мастерам не удалось порадовать короля Карла достойными результатами.
При испанском дворе практически не сохранилось предметов из сервиза, подаренного Фердинандом.
Копии предметов этого шедевра, принадлежавшие автомобильному магнату Аньелли, были проданы на аукционе по 250 тысяч долларов за каждый.
Такая же участь постигла и большую часть оригиналов.
Сервиз и по сей день хранится в покоях дворца в Виндзоре.
Туманный Альбион высоко ценил неоклассицизм и держал руку на пульсе раскопок в Помпеи и Геркулануме, благодаря британскому посланнику при дворе Бурбонов, лорду Гамильтону.
Он находился во главе дипломатической миссии с 1764 по 1800 гг.
Раскопки античных городов на юге Италии позволили ему стать обладателем одной из самых крупных коллекций этрусских, греческих и римских древностей.
Часть этой коллекции в 1772 году купил Британский музей.
Посланник дружил с Джозайя Веджвуд, основателем знаменитой торговой марки по производству фаянсовой посуды «Веджвуд», изделия которой в стиле неоклассицизма так высоко ценили знать и интеллектуалы.
Вдохновение мастера «Веджвуд» находили именно в коллекции лорда Гамильтона.
Миниатюры были выполнены Джакомо Милани, директором художественной лаборатории с 1790 по 1797 гг.
Украшая сервиз, он копировал полотна Якоба Филипа Хакерта и Антонио Джоли.
Каждый из 400 предметов украшен уникальной росписью. Сервиз получил название «Утка».
Крышки супниц украшены фигуркой мальчика, который душит утку.
Эта крохотная фигурка – копия эллинистической скульптуры, хранящейся в Капитолийских музеях в Риме.
Знаменитым сервизом «Утка» можно полюбоваться в музеях Каподимонте и Гаэтано Филанджери в Неаполе.
При нём производство фарфоровых изделий попадает в частные руки и приходит в упадок.
Неаполитанские мастера смогли сохранить многовековую традицию до наших дней.
В парке Каподимонте и по сей день работает мануфактура, где молодые таланты создают уникальные по красоте изделия из «белого золота» Неаполя.