Родился в г. Казале Монферрато (Италия). Обучался в Школе балета театра Ла Скала (Милан). Первым незаурядный талант молодого танцовщика заметил Рудольф Нуреев, пригласивший его исполнить роль Тадзио в балете Флемминга Флиндта «Смерть в Венеции» на музыку Б. Бриттена (выступление не состоялось).
В 1996 г., всего через два года после того, как поступил в труппу театра Ла Скала, занял положение ведущего танцовщика. В том же году началась и его международная карьера. Он танцевал в спектаклях Королевского балета Ковент Гарден, Национального балета Канады, Штутгартского балета, Финского национального балета, балета Берлинской государственной оперы, дрезденской Земпер-оперы, Токио балета, неаполитанского театра Сан-Карло и др., выступал на Висбаденском фестивале и Международном фестивале балета в Токио.
В его репертуар вошли ведущие партии в балетах «Спящая красавица» П. Чайковского (по М. Петипа), «Золушка» С. Прокофьева, «Дон Кихот» Л. Минкуса (все редакции Рудольфа Нуреева), «Лебединое озеро» П. Чайковского (редакции Р. Нуреева, Энтони Дауэ- лла, Дерека Дина, Владимира Бурмейстера), «Щелкунчик» П. Чайковского (редакции Питера Райта, Рональда Хинда, Дерека Дина, Патриса Бара) и многие другие.
Дерек Дин, директор Английского национального балета, поставил для Болле свои версии балетов «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта», которые он станцевал с этой труппой на сцене лондонского Альберт-холла. Принимал участие в грандиозной постановке оперы «Аида» на фоне пирамид Гизы — этим красочным спектаклем отмечалась 10-летнея годовщина Оперного театра в Каире. А вскоре после этого принял участие в постановке «Аиды» на сцене Арены ди Верона — спектакль в «живом» исполнении транслировался на многие страны мира.
Юного одаренного танцовщика в Школе танцев La Scala заметил легендарный Рудольф Нуреев. С его легкой руки и начался стремительный взлет талантливого юноши к вершинам мировой славы — ведь именно Нуриев дал ему роль Тадзио в спектакле «Смерть в Венеции». Во многом благодаря этому и блистательной партии в спектакле «Ромео и Джульетта» в 1996 году Болле в 21 год стал премьером La Scala в Милане, потратив на покорение знаменитой сцены всего два года. С тех пор он называет Рудольфа Нуреева своим ангелом покровителем, сожалея лишь о том, что им так и не пришлось выступить вместе на одной сцене.
Кстати, свои знаменитые роли в «Спящей красавице», «Золушке», «Дон Кихоте» и «Лебедином озере» Болле исполняет по хореографическому рисунку, созданному Нуреевым.
Мастерство и уникальная гармония атлетических жестов заставляют публику рукоплескать таланту Болле во всем мире. Однако не меньше восхищения вызывает у армии поклонников и поклонниц его внешность. Совершенное, отточенное в танце тело, точные, грациозные жесты, легкость и гармония в каждом движении — все это делает знаменитого танцовщика в глазах зрителей (и особенно зрительниц) кем-то вроде символа, недосягаемого божества, к которому нам, далеко не идеальным простым смертным, можно лишь стремиться. Завистники часто обвиняют танцовщика в «нарциссизме» — из- лишнем, на их взгляд, внимании к собственной внешности. Болле не обращает внимания на подобные заявления.
Мои отношения с зеркалом вполне оправданы моей работой, я все время слежу за собой. Но это внимание не выходит за рамки репетиционного зала. Я благодарен природе за внешность, но и постоянные физические занятия дают свой эффект. В этом искусстве красота и правильные физические пропорции очень важны — не меньше, чем талант и упорство. Тем более что мы живем в мире, где внешний вид, имидж играют немалую роль.
«Нерабочий» облик молодого премьера La Scala подтверждает его слова: вне театра всем стилям одежды он предпочитает самый демократичный — футболки, джинсы. Но перед публикой предстает в несколько ином виде — торжественном и элегантном. Ведь все это — часть игры, работающей на его сценический образ.
Роберто Болле молод, красив, знаменит. Его любят, обожают, боготворят. Естественно, и ему не чужды сильные чувства. Он признался, что уже пережил и настоящую любовь, и горечь от того, что она закончилась.
«Мне хочется иметь семью и детей, эмоциональную стабильность, чтобы создать собственный мир. Многие поклонницы ждут случая, но, кроме шуток, мне очень льстит такое отношение женской публики».
Но пока он отдает всего себя единственной даме — Славе.
«Танец — моя вечная страсть, мой мир, метод выражения моего Я», — признается Болле.
Будущая звезда мирового балета попросил родителей записать его на занятия танцами, когда ему было пять лет. Это создавало семье определенные трудности, поскольку брат-близнец Роберто уже занимался плаванием, и было бы гораздо проще водить обоих сыновей в бассейн.
Но мальчик был настойчив, и родители пошли ему навстречу.
Роберто особенно благодарен родителям за поддержку в трудный период жизни, когда ему пришлось переезжать из родного города Верчелли в Милан, в Школу балета La Scala, и он смог продолжать путь к своей мечте.
Сейчас объект его страсти щедро платит взаимностью: Болле — желанный гость в Royal Ballet: в Лондоне, на сцене Национального канадского балета, в Staatsoper Ballet: в Берлине, в Вене и Монако, в «Токио Балет», в США и России.
Одно из ярчайших событий в биографии знаменитого танцора — великолепная партия в «Аиде», исполненная им у подножия египетских пирамид, на площади Святого Петра перед Папой Иоанном Павлом II и в Турине, на церемонии Открытия зимних Олимпийских игр.
«Популярность, слава — такие моменты в жизни не могут длиться вечно, и важно правильно ими распорядиться. Именно работа и все, что с ней связано, приносит мне удовлетворение и покой. Надеюсь, появится время и для отпуска, тогда можно будет уделить больше внимания чувствам. Значит ли это, что я иду на жертвы? Приходится, конечно, от многого отказываться и многим жертвовать, но если бы мне предложили пройти этот путь заново, я бы повторил каждый шаг, поскольку мне это приносит огромную радость и удовлетворение, не только на сцене, как артисту, но и как человеку. Когда ценой жертв достигаешь успеха, славы, все трудности отходят на второй план, и их уже не замечаешь. Я понимаю, что очень многие люди, даже работая в поте лица, не достигают такого успеха, как это случилось со мной. Поэтому я знаю, что Роберто Болле — везучий человек, поскольку получил самое лучшее вознаграждение за свои труды».
Возможно, именно слава и огромная занятость виной тому, что у Болле, по его признанию, мало настоящих друзей. «Их можно сосчитать на пальцах одной руки, и большинство из них — женского пола. Потому что умеют слушать и понимают лучше», — говорит Болле.
Любовь искусства, как известно, весьма непостоянна. А век танцора слишком короток. И находясь в зените славы, Роберто Болле задумывается о том времени, когда придется покинуть сцену. Для себя он давно решил, что нужно уходить красиво, а значит — уходить вовремя.
«Я знаю, что звезда, артист должен знать свой момент, когда нужно оставить сцену. Танцору, к сожалению, очень рано приходится принимать подобное решение по сравнению с актером или директором оркестра. Ведь все построено на блестящей физической форме — или она есть, или ее уже нет, от этого не спрячешься».
Завершив карьеру артиста, Болле надеется остаться в мире танца — руководить труппой.
«Хотелось бы остаться в La Scala, где я вырос в артистическом смысле. Из школы перешел в группу танца, а потом стал премьером… Я прошел все этапы, и логично было бы стать директором труппы, чтобы опыт, накопившийся за годы выступлений на крупнейших сценах мира, передать другим танцорам, тем, которые придут после меня».
При всей мировой популярности, у себя на родине Болле напоминает своеобразный цветок в пустыне — ведь в этой стране балет в борьбе за зрительскую любовь сильно уступает опере. Поэтому даже звездам международного уровня приходится нести танец публике, преодолевая стереотипы, а порой и массовое недоверие.
«Сейчас я замечаю, насколько важна моя роль, как посла танца и культуры, как точка опоры, которой реально не хватает в Италии… Моя цель — заинтересовать, затронуть чувства людей, которые принимают решения на государственном уровне. Это непросто, но возможно», — говорит знаменитый танцор.
В числе первых удач на этом тернистом пути Болле отмечает спектакль «Щелкунчик» в Театре Сан-Карло в Неаполе. Балетная труппа, занятая в спектакле, была на грани распада, но постановка имела огромный успех, все билеты были распроданы в короткий срок, так что пришлось давать дополнительные спектакли.
В 1999 году Роберто Болле стал Послом доброй воли ЮНЕСКО, и в этом качестве он часто выступает в тех уголках мира, где недавно произошли трагические события. Такова миссия искусства — врачевать израненные души переживших трагедию людей. Кроме того, многие итальянцы, особенно живущие за рубежом, воспринимают Болле как посла итальянской культуры в мире.
«Я очень рад и горжусь этим. Многие люди меня благодарят за то, что рассказываю об итальянской культуре в мире. И потом, мой жизненный путь не запачкан скандалами и пошлостями. Подавать положительный пример, особенно для молодежи, думаю, очень важно», — считает премьер La Scala.
К России и российскому балету Болле питает особые чувства. Ему не раз приходилось выступать здесь и встречаться с российскими звездами на мировых подмостках.
В 2000 году он выступил на 75-летии легендарной Майи Плисецкой в Большом театре, а в 2002 году вернулся в Большой, чтобы исполнить главную партию в «Ромео и Джульетте». Еще через год Болле участвовал в торжествах по случаю 300-летия Санкт-Петербурга, танцуя в «Лебедином озере» в Мариинском театре. Среди мировых звезд, с которыми он встречается на сцене, — российские балерины Ольга Жакарова и Полина Семионова.
Роберто Болле: «Конечно, все в России по-другому, ведь есть традиция и история. Это чувствуется в атмосфере театра, в артистах, во всех, кто трудится в театре. Я танцую по-другому, иначе».
«Атмосфера особая, поскольку знаешь, что тебя встретят опытные зрители, которые уже видели многих танцоров в твоей нынешней роли, поэтому будут сравнивать… Русские зрители — очень искренние, эмоциональные, и их теплота меня заряжает особой энергией».
Автор: Виктория Говорун