Неповторимая игра света и тени в его полных реализма картинах притягивает как магнитом.
Умение обратить пристальное внимание зрителя на то, что другие художники – современники мастера предпочитали оставлять в тени, создало Караваджо славу живописца-бунтаря.
Самые последние картины мастера хранит именно Неаполь. С этим городом связан драматический период в жизни художника.
Обвиненный в убийстве он бежит из Рима в Неаполь.
Караваджо, за голову которого была назначена награда, сначала ведёт жизнь затворника.
Он опасается появляться на шумных городских улицах, избегая опасных конфликтов, но Неаполь с его жизнелюбием постепенно проникает в душу художника. В музеях Неаполя представлены три картины великого мастера.
К этому сюжету обращалось много мастеров, но только гений Караваджо смог объединть семь разных сюжетов в одну композицию.
Не только объединить, но и запечатлеть, как на фотографии, повседневную жизнь на одной из улочек центра Неаполя.
Картина была выполнена по заказу благотворительного общества “Пио Монте делла Мизерикордия”, основанного в 1610 году семью отпрысками богатых неаполитанских семей.
Это общество, оказывающее помощь неимущим, существует в наше время и бережно хранит заповеди его основателей.
Искусствовед Лонги считал это произведение одним из самых впечатляющих у Караваджо по выражению чувств, в котором «жестокость и беспомощность, зверство и постоянный страх перед Богом находятся друг с другом в постоянном противоречии».
Тема страдания, боли и казни, так близкая мастеру, гениально отражена в этой картине.
Полотно было написано после тюремного заключения художника, во время которого от подвергался избиениям.
Картина передаёт физическую боль, испытанную самим Караваджо.
Одухотворенное светлое лицо Христа резко контрастирует с пропитанными злобой и ненавистью лицами его мучителей.
Удивительна по своей силе игра света и тени, которую так любил Караваджо.
Святая Урсула покорно опустила голову и ждёт смерти…
Караваджо показывает застывшее мгновение, как важный для понимания ключевой сюжет.
Это последняя работа мастера и одновременно его автопортрет.
Художник изобразил себя за Святой Урсулой.
Эту картину заказчик Дориа разместил рядом с картинами Рафаэля, Леонардо и драгоценным сосудом с каплями подлинной крови Иоанна Крестителя.
Почему же называют Караваджо “фотографом”?
Потому, что он превратил свою мастерскую в камеру-обскура, проделав отверстие в потолке, чтобы проецировать образы на холсты.
В этой технике его нельзя назвать абсолютным пионером, т.к. этот метод был описан ещё Леонардо да Винчи.
Потому, что мастер использовал химические вещества, чтобы превратить свои холсты в подобие фотографической плёнки, о чём говорят последние открытия искусствоведов.
Караваджо – “фотограф”, потому что он, как никто другой, реалистично смог запечатлеть самые важные ключевые моменты в развитии сюжетов и образов.
Автор текста: Светлана Захарова-Лоффредо