В 1905 году, будучи зрелым человеком, Пиросмани влюбился во французскую певицу и актрису Маргариту де Севр, выступавшую с гастролями в тифлисских увеселительных заведениях. Он написал ее портрет в окружении золотых птиц.
Сюжет романтичной истории, которая легла в основу знаменитой песни «Миллион алых роз», был впервые описан Константином Паустовским со слов братьев Зданевич. Чтобы покорить Маргариту, Пиросмани распродал все свое имущество, купил на вырученные деньги море цветов и послал их к дому возлюбленной. Впечатленная француженка встретилась с художником, но любви, увы, не получилось – между ними была пропасть.
В основу же произведения легла история начала 1900-х годов: история любви бедного художника-примитивиста Нико Пиросмани к французской красавице, актрисе и певице, Маргарите де Севр.
Константин Паустовский в книге «Бросок на юг», написанной в 1959 — 1960, тоже упомянул о любви Пиросмани, которая так и не тронула холодное сердце француженки.
Паустовский описал Маргариту так:
«Среди певиц […] была одна женщина, ленивая, тонкая в талии и широкая в плечах, с бронзового цвета волосами, нежной и сильной шеей и розовым телом. Звали ее Маргаритой. […] Говорила она мало, а пела каким-то необыкновенным, как говорили, двойным, голосом»*.
«Красный шелк платья придавал ее волосам отблеск пожара. Изредка она подымала глаза и обводила ими всех, кто сидел за столом, но в туманной глубине ее зрачков не было ни огня, ни улыбки»*.
А так — Нико:
«Прислонившись к дверному косяку, стоял высокий, очень худой грузин с тонким лицом и печальными глазами, в старом пиджаке и, не шевелясь, смотрел на Маргариту. Это был бродячий художник Нико Пиросманишвили. Он любил Маргариту»*.
Таков ли был художник можно увидеть на единственном изображении, дошедшем до наших дней:
А вот так Паустовский рассказал саму историю:
«Утро еще дремало в одном из переулков […] , тень лежала на серых от времени деревянных невысоких домах. В одном из таких домов были распахнуты на втором этаже маленькие окна, и за ними спала Маргарита, прикрыв глаза рыжеватыми ресницами. […] Утро было бы действительно самым обыкновенным, если не знать, что это было утро дня рождения Нико Пиросманишвили и если бы именно в это утро в узком переулке в Сололаках не появились арбы с редким и легким грузом. […] Когда первые арбы отъехали и вся мостовая была ужо усыпана цветами, на смену первым арбам появились вторые. Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии»*.
Там были разные цветы: акация и дикий боярышник, жимолость и анемоны, ипомеи и маки, лилии и пионы. И, конечно же, розы…
Такое великолепие, по словам Паустовского, не разбудило любовь в сердце актрисы. Но, пожалев его вместе с несчастливой его жизнью, Маргарита поцеловала художника.
Говорят, что вскоре она уехала из Тифлиса. По одной из версий — сбежала с богатым мужчиной. По другой — всё же прожила с Нико целый год, а потом, устав той, не слишком блестящей жизни, которую он ей мог предложить, вернулась в Париж. По третьей — наименее романтической, уехала, когда закончились гастроли…
Нико Пиросмани скончался от голода в 1918 году. А в 1968 в Лувре состоялась выставка его работ.
Однажды к картине «Актриса Маргарита» подошла пожилая женщина. Подошла и долго смотрела на изображение чернобровой и круглолицей девушки. Это была она — та самая, некогда любимая Пиросмани, актриса.
Честно говоря, глядя на саму картину, сложно представить, что художник, не имевший образования и писавший в примитивном, упрощенном, стиле, мог бы так точно передать черты своей музы. А, между тем, глядя на фотографию Маргариты можно без труда определить её схожесть с портретом.