Что влияло на рождение их творений?
Эпоха и актуальные для неё направления в искусстве, социальная среда, в которой жил художники и религиозные учения.
В античности скульпторы и живописцы тяготели к изображению мягких и округлых форм. Античные фрески и мозаики являются ярким подтверждением тенденций тех далёких времён.
Средневековые красавицы, смотрящие на нас полотен, как правило, были худыми с практически незаметным бюстом.
Тогда даже светская живопись находилась под неусыпным контролем церкви.
Искусство не должно было отвлекать людей от благочестивых мыслей, а человеческое тело, особенно женское, считалось тогда сосудом греха.
С приходом эпохи Возрождения мир искусства вздохнул свободнее.
Ослабло влияние церкви и многие мастера кисти и резца вернулись к идеалам античности, сосредоточившись на человеке и его внутреннем мире.
Итальянец Тициан Вечеллио — один из самых известных певцов женской красоты.
В своём творчестве художник неоднократно обращался к античным мифам. Его серия картин «Даная», мастер написал как минимум пять полотен на тему этого мифологического сюжета, — гимн пышным женским формам.
Аргосскому царю Акрисию, отцу Данаи, предсказали смерть от руки внука и он обрёк на безбрачие свою единственную дочь.
Юная Даная была заключена в башню, но владыка Олимпа Зевс, пленённый её красотой проник к ней в образе золотого дождя. От их союза родился Персей знаменитый победитель Медузы Горгоны.
Первая из картин, «Даная и Эрос», написанная в 1545-1546 годах, хранится в картинной галерее Каподимонте в Неаполе.
Она отличается от последующих, изображением древнегреческого бога любви у ног безмятежно возлежащей на ложе Данаи.
Заказчиком картины был Алессандро Фарнезе, итальянский прелат и дипломат, известный коллекционер и патрон искусства.
На полотне Тициан увековечил фаворитку кардинала знаменитую куртизанку Анджелу.
Сан священнослужителя не мешал Фарнезе придаваться плотским утехам.
Ещё одна «Даная», вышедшая из-под кисти мастера в 1553-1554 годах, хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Картина, приобретённая из собрания барона Л. А. Кроза де Тьера в Париже, поступила в коллекцию музея в 1772 году.
Все «Данаи» Тициана прекрасны и величественны, как олимпийские богини. Кисть мастера предала им безмятежные позы, изобразив тела очень мягкими и плавными и многие называют эти картины самым «эротичным шедевром художника».
«Худые женщины на творчество не вдохновляют».
Борис Кустодиев
Ещё один певец пышных форм — Борис Кустодиев. Изображённые им величавые русские красавицы — это праздник народной жизни.
Некоторые критики утверждают, что его творческая манера — это «сон о небывалой России», где дородные женщины символизируют гармонию, покой и уют русского мира.
Ведь Кустодиев писал свои картины в переломный для России период Октябрьской революции. Да и сама жизнь художника была очень не простой.
Тяжёлая болезнь и несколько сложнейших операций приковали его к инвалидной коляске. В последние годы жизни у него стала отказывать правая рука и он научился писать левой. Несмотря на тяжёлый недуг его полотна буквально пропитаны светом и изобилуют буйством красок.
Одна из самых известных картин Кустодиева — «Красавица» (1915 г.).
На выставках именно напротив его обнажённой «богини» собирались зрители и подолгу любовались ей. Коллеги по цеху открыто завидовали Кустодиеву.
Мастер впоследствии неоднократно повторял «Красавицу», как Тициан свою «Данаю».
Позировала для полотна актриса МХТ Фаина Васильевна Шевченко — будущая народная артистка СССР, лауреат двух сталинских премий.
Кустодиев познакомился с ней в театре, где руководил мхатовскими художниками, оформляя декорации для театра.
На сцене театра шла пьеса Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухтина, в которой актриса играла роль вечно скучающей и ленивой дочери купца-старообрядца.
Кустодиеву уверенная и спокойная красота Шевченко казалась верхом совершенства. После одного из спектаклей он зашёл в её гримёрку и попросил позировать ему для картины — обнажённой.
Актриса была поначалу возмущена таким предложением, но художнику удалось её уговорить.
Фаина не вписывалась в общепринятые стандарты красоты начала 20 века. Но она обладала огромным магнетизмом и мужчины её обожали.
Ходили слухи о её романе с Шаляпиным во время гастролей театра в столице Франции.
Ревнивый муж, срочно приехав в Париж, бегал по городу за певцом с пистолетом.
По просьбе своего друга Шаляпина Кустодиев написал ещё одну «Красавицу».
Певец увёз её с собой в эмиграцию.
В 2013 году на лондонском аукционе «Сотбис» продавались картины русского искусства из коллекции Шаляпина.
Новый обладатель «Красавицы» заплатил за неё фантастическую сумму в 1 388 475 долларов.
Ещё одна картина «русского Рубенса», благодаря которой пышнотелые русские женщины украсили мировой пантеон красавиц — «Купчиха за чаем», написанная в 1918 году.
Моделью для этой картины была Галина Адеркас, принадлежавшая к старинному прибалтийскому баронскому роду и жившая по соседству с семьёй Кустодиевых.
Художник искал натурщицу для новой картины и его жена привела к нему Адеркас, которая была студенткой первого курса медицинского факультета.
Жена художника, Юлия, разительно отличалась от героинь полотен Кустодиева.
Он очень гордился дочерью Ириной, которая принадлежала к типу русских женщин, так им любимых.
Художник из Бразии Эдуардо Сантос, творящий под псевдонимом Edull, видит красоту именно в пышных формах. Его творчество — борьба с предрассудками.
Его модели размер плюс стали очаровательными супергероинями.
«Я хотел показать, что женщины прекрасны. Они разные по социальному происхождению или внешне, но все они — прекрасны», — пояснил свою идею художник.
«По мнению некоторых, я воспеваю ожирение, а это нездорово. Но кто я такой, чтобы говорить человеку, как относиться к собственному телу. Я не знаю, почему они полные, и это не имеет для меня значения. Что я могу сделать, так это помочь им чувствовать себя прекрасными в своем теле. Могу помочь им стать более уверенными и счастливыми. Я прославляю разнообразие жизни», — уверяет Сантос.
Его моделей объединяют искрящийся блеск в глазах и счастливые улыбки. Они живут в состояния полной гармонии между внешним и внутренним.
Задача изобразительного искусства волновать сердца и подчёркивать индивидуальность человека.
В этом его отличие от подиума, который стремясь следовать общепринятым стандартам 90/60/90, очень часто усредняет человека.
У вечного искусства иные эталоны красоты.
Автор статьи: Светлана Захарова