ЭНРИКО КАРУЗО – БАРХАТИСТЫЙ ТЕНОР

Звуки его чистого бархатистого тенора были слышны повсюду:  в Санкт-Петербурге, Милане, Вене, Париже, Сан-Франциско.  Он сумел буквально «войти» в дома любителей классической музыки и неаполитанских песен  благодаря своему уникальному чутью к развитию новых технологий в звукозаписи.

ЭНРИКО КАРУЗО

Энрико Карузо первым из оперных певцов решил записать свой голос на грампластинки.  И это стало ключом к его мировому успеху.

Тысячи лет человечество передавало песенное богатство из поколения в поколение, в основном опираясь на память и  голос.  Появление грампластинки на 78 оборотов в минуту можно назвать революционным изобретением. Грампластинку можно назвать «фотоаппаратом», который смог запечатлеть голос и музыку.

Карузо сразу это понял и в 1903 году вышел первый диск с его песнями.

Те, кто мог позволить себе купить граммофон и пластинки, слушали «O sole mio» и другие песни в исполнении великого тенора с комфортом у себя дома. Это имело ошеломляющий успех и Карузо можно назвать первой поп-звездой в истории грамзаписи.

МИЛЛИОН ДИСКОВ

Многим лирическим певцам, коллегам Карузо, это нововведение не пришлось по вкусу. Они морщили нос говоря, что звучание на грампластинке оставляет желать лучше. Что она не может передать чистоту, глубину и диапазон вокалиста.

Тогда ещё не было электроакустического способа записи, появившегося только в 1925 году. Несомненно, что театральное представление в большей мере позволяло наслаждаться пением.  Великий тенор это прекрасно понимал, но у него была новаторская идея. Карузо решил отойти от классической традиции и представить широкой публике «новую музыку». Он соединил на дисках арии из произведений Россини и Пуччини с неаполитанской песней. Он хотел, чтобы эти мелодии  насвистывали на улицах. Он хотел сделать свои песни народными.

Интуиция его не подвела.  Он был первым в мире певцом, продавшим более миллиона дисков. Его успех можно сравнить с популярностью Майкла Джексона.

Бремя славы

Однажды великий певец Энрико Карузо совершал поездку, но машина сломалась, и он был вынужден остановиться у одного американского фермера. Когда певец назвал себя, фермер вскочил, пожал Карузо руку и взволнованно произнёс:
— Мог ли я когда-нибудь думать, что увижу в своей маленькой кухне великого путешественника Робинзона Карузо!
По этому случаю Карузо заметил:
— Ни один человек не знаменит так, как это ему кажется.

ОТ МЕХАНИКА К СУПЕРЗВЕЗДЕ

«Золотой голос Неаполя», как часто называли Карузо, родился в 1873 году в одном из самых неблагополучных районов Неаполя. Он начал работать, помогая свой семье материально, будучи ребёнком. Он был разносчиком и помощником механика. Но уже с десятилетнего возраста начал свою карьеру певца, выступая как бродячий артист «постеджаторе» на неаполитанских пляжах.

Опыт этих выступлений впоследствии позволил ему двадцатилетнему юноше чувствовать себя как дома на сценах театров Милана, Парижа и Каира.

После одного из длительных турне он вернулся в родной Неаполь, где его ждало выступление в старейшем в мире оперном театре Сан-Карло.  Во время концерта Карузо очень волновался и голос подводил его неоднократно. Несмотря на это, неаполитанская публика от всей души аплодировала земляку. Но певец привык быть на вершине Олимпа и не сумел спокойно воспринять критику неаполитанской прессы.

Он обиделся на родной город! И заявил, что вернётся в Неаполь только чтобы поесть вермишели.  В Неаполе он больше не выступал никогда, приезжая сюда только отдыхать.

В 1902 году он переезжает в США. Его ждали контракты с самыми престижными театрами, огромные гонорары, публика была у его ног. Здесь он чувствовал себя настоящей супер звездой. По результатам опроса общественного мнения в 1909 году, он был популярнее президента Рузвельта.

Карузо считал, что он вытянул счастливый билет. И он действительно Фортуна была к нему очень благосклонна.

«Я был уверен, что останусь жив» провозгласил он после освобождения из рук банды «Чёрная рука», которая похищала знаменитостей, требуя за них миллионный выкуп. 

Он смог избежать смерти во время землетрясения в 1906 году в Сан-Франциско. После его поспешного бегства, отель в котором он жил, был полностью разрушен. 

ВЕРНУТЬСЯ В НЕАПОЛЬ, ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ

Его любовь к сцене  не знала границ.  Заболев плевритом, он продолжал выступать, еле держась на ногах. На платках, которые он подносил к губам, даже публика, сидящая в зале, могла разглядеть кровавые пятна. Но он говорил: «Это временно и скоро пройдёт».

Смертельно больной он вернулся в родной Неаполь, откуда отправил телеграмму своему американскому импресарио: «Мне уже лучше. Я скоро вернусь на сцену». Сообщение доставили адресату, когда великого Карузо уже не стало.

Но благодаря грампластинкам и интуиции пионера звукозаписи голос его остался с нами навсегда.

Автор текста: Светлана Захарова-Лоффредо

mazzo

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать наши замечательные статьи.

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.

mazzo

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать наши замечательные статьи.

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.

Предыдущая запись Пока лежит снег
Следующая запись «Белое золото» Неаполя
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности